пн, 1 дек. 2025 г., 12:26
В Аstana International University состоялась 3 дневная экспозиция казахстанской
художницы Минуры Лукпан, посвященная осмыслению казахского культурного
наследия, традиций и языка. Экспозиция объединяет темы исторической памяти,
деколонизации и сохранения национальной самобытности, предлагая посетителям
глубокий и многослойный взгляд на формирование культурной идентичности
современного Казахстана.
Выставка «Tarihsyz. Tarih-siz» выросла из стремления
осмыслить, как казахская культура теряет свои смыслы, когда нарушается связь
между языком, памятью и идентичностью. В условиях стремительной глобализации
многие элементы традиций оказываются вытесненными или искаженными и для автора важно
показать, что сохранение идентичности невозможно без внимательного отношения к
словам, образам и историческому наследию. Через визуальные работы Минура
возвращает зрителя к осознанию ценности традиций и ответственности перед
культурной памятью, которая формирует наше коллективное «біз».
На этом построено и название выставки: «Tarihsyz.
Tarih-siz», где одно звучание раскрывает два противоположных смысла. Tarihsyz - «без истории», состояние
утраты корней и обесценивания языка, а Tarih-siz - обращение к зрителю:
«история -
это вы». Концепция выставки подчеркивает,
что идентичность разрушается не внезапно, а через утрату ежедневных культурных
практик. Однако именно человек -
siz -
способен вернуть утраченное, восстановив связь с предками и оживив культуру в
настоящем.
Одним из центральных элементов выставки стало
художественное переосмысление системы «Жеті Ата» - древней казахской
традиции, направленной на укрепление преемственности поколений и сохранение
родовой памяти. Через сложные визуальные композиции автор подчеркивает
значимость духовных корней и связи человека со своим происхождением.
Особое внимание уделено бытовым культурным практикам,
среди которых выделяется казахская чайная церемония как символ
уважения, гостеприимства и семейных ценностей. Представленные работы
демонстрируют, что именно повседневные ритуалы формируют атмосферу единства и
социального доверия внутри общества.
Картина «El Ne Der» показывает
казахскую привычку жить с мыслью «жұрт не дейд?». Большие объемные глаза
символизируют постоянный взгляд общества, который оценивает и давит. Через этот
образ работа передает страх осуждения и показывает, как общественное мнение
ограничивает личную свободу.
Экспозиция также акцентирует внимание на роли казахского
языка как ключевого элемента национального культурного кода. По словам
организаторов, язык является не только средством коммуникации, но и важнейшим
инструментом сохранения самобытности и культурной преемственности.
Художественные образы призывают зрителя к более глубокому пониманию значимости
родного языка в условиях глобальных изменений.
Работы “Мәмбет” и “Қатын” раскрывают, как утрата
истинных значений слов приводит к искажению культурной памяти.
“Мәмбет”. Когда-то
слово обозначало благородного и трудолюбивого человека (Мәмбет батыр, род,
ауыл), но сегодня превратилось в оскорбление. Это отражает разрыв с
собственными корнями и внутреннее обесценивание.
“Қатын”.Происходит
от тюркского титула хатун/hatun — обозначения женщины высокого статуса. Сейчас
слово нередко звучит грубо, что демонстрирует обесценивание женского образа и
культурных ценностей.
Выставка вызвала живой интерес у жителей столицы и
молодежи. Ее посетили
магистранты образовательной программы «Дизайн», а также студенты направлений
«Международные отношения», «История» и «Психология», которые смогли обсудить с
автором ключевые идеи представленных работ.
Почему сегодня усиливается интерес к теме культурного наследия?
По мнению кандидата философских наук Галины Николаевны, это связано с природой
самой культурной памяти:
«Культурная
память закреплена в каждом из нас как следствие социального опыта прошлых
столетий. В определённые периоды она активируется, находя отражение в различных
формах искусства. Реминисценции на темы исторического прошлого - постоянная
составляющая художественного процесса»,
- отмечает Галина Николаевна.
Каков
вклад данной выставки в общественное обсуждение истории и культуры Казахстана?
Она
подчеркивает, что художественное высказывание молодого автора имеет важное
общественное значение
«Каждый голос каждого, кто небезразличен к истории своего
народа, важен. Образное осмысление исторического прошлого Минурой
показывает интерес и сострадание молодого поколения казахстанцев к трагическим
событиям прошлого. Среди работ, представленных Минурой, также есть чуткое и
ранимое отношение к гендерным проблемам в наше время. Это - маркер неравнодушия
наших современников и к прошлому, и к настоящему своего народа.»
Может
ли искусство сохранить бытовые традиции, которые постепенно исчезают?
«Да, несомненно, искусство помогает сохранить культурную
память, запечатлённую в изобразительном искусстве. Но …. стремительная
цивилизационная динамика, глобализация, которая нивелируют этническое
своеобразие, снижает уровень влияния искусства на сохранность традиционной
культуры».
Как
можно оценить вклад этой выставки?
«Выставка Минуры Лукпан отражает определенные тенденции в
казахстанском художественном процессе. Её творчество является лично
мотивированным. И это замечательно еще и потому, что она нашла форму
концептуального искусства, доминирующего в contemporary art. Осмысление социальной проблематики художественными
средствами даёт надежду на дальнейшее укрепление гражданской позиции Минуры,
ориентированной в обозримое будущее нашей страны».